Добавить новость Софт (файлообменник) Доска объявлений

Ваш Профиль
  
               
     




Димитров 

Комментарии




Новое в блогах



Новое на форуме



Главная» Статьи» Статьи о городе» » История города
История города
09:33
Вот был у нас в газете интересный материал об истории города smile Читаем и высказываем свое мнение smile По мне, так очень толково написано.

Как родитель, я не люблю ходить на школьные собрания и мероприятия. Но, по иронии судьбы, вынужден был зайти в нашу гимназию. Чтобы как-то скоротать время, решил просмотреть наглядную агитацию в вестибюле. Естественно, мое внимание привлек красочно оформленный стенд, посвященный 75-летию Донецкой области. Ознакомившись с его содержанием (это методическое пособие для младших классов), я готов был провалиться сквозь землю. И как не старались милые и обаятельные женщины из гимназии и гороо успокоить меня, домой я вернулся в состоянии близком к шоку. В память надолго врезались их слова: «Ну что вы так переживаете, ведь это всего лишь легенда. А детям интересно будет прочитать».
Как рождаются легенды или 101-я рассказка «Історія нашого міста»
История человечества знает немало примеров, когда легенда становилась отправной точкой в создании научной гипотезы и даже способствовала историческому открытию. Но легенда легенде рознь. Одно дело, когда вы, как истинный краевед, переписали ее со слов сельского старожила деда Юхима, который при этом многозначительно размахивая указательным пальцем поднятой руки, произнес сокраментальную фразу: «А это рассказал мне еще мой дед!». Или, просматривая материалы школьного музея, вы случайно наткнетесь на пожелтевший от времени клочок бумаги, на котором неровным и корявым почерком баба Параска написала: «А з назвою нашого села пов’язана ось яка легенда…»
И совсем другое дело, когда «легенда» родилась за обыкновенным письменным столом под свет обыкновенной настольной лампы. Когда возобладал принцип: «Если нет легенды, то ее нужно придумать». Когда новоявленный «летописец» сочиняет «легенду под заказ», например, к 75-летию Донецкой области.
История нашего города неразрывно связана с историей села Новоэконмическое. И дело здесь даже не в одинаковых названиях. Село имеет многовековую историю, уходящую своими корнями в середину XVIII столетия, а город только через четыре года отпразднует (в чем я лично весьма сомневаюсь) свой вековой юбилей. И даже параллельное существование одинаковых названий города и села на определенном историческом отрезке не дает оснований для отождествления событий, имевших место в истории села, с историей нашего города. Караково никогда не было официальным названием села, а уж тем более названием (пусть даже неофициальным) города.
«Спочатку це був Новоекономічний рудник, за яким з тих давніх часів закріпилася в народі назва Каракове. Згодом відкриття нових вугільних покладів перетворило це поселення на місто, яке за свою історію декілька разів змінювало назву, а в 1972 році… було названо Димитров».
Первым официальным названием села было «Деревня Новая». Именно под таким именем оно указано на карте Бахмутского уезда (1797-1799 г.г.) и в «Описании г. Бахмута и его уезда со всеми лежащими в них дачами… (1799 г.). После строительства церкви во имя Рождества Пресвятой Богородицы с 1801 года село экономических крестьян стало именоваться Новым. До средины XIX века оно называлось Экономическим-Новым, а по сведениям 1859 года числится как казенное село Новоэкономическое.
Самое раннее упоминание названия Караково я обнаружил на топографической карте Бахмутского уезда (1853-1854 г.г.), как дублирующее название села Новоэкономическое. Топографы и геодезисты из Артемовской ГРП объяснили суть двойных и даже тройных названий на картах того времени. Для того, чтобы исключить ошибку в определении местонахождения того или иного населенного пункта, га картах, кроме официального названия, указывали и названия, которыми пользовались местные жители. Чаще всего, в качестве второго названия упоминалась фамилия владельца поместья. Иногда – название, бытовавшее среди жителей соседних сел. На картах Бахмутского уезда XIX века деревня Николаевка указана с дублирующим названием Рассейкино. Для полной объективности должен упомянуть и об одном географическом объекте. Это высота 99,4 саженей, но и она к истории города никакого отношения не имеет, хотя и называется Могила Каракова.
Теперь о Новоэкономическом руднике. Шахты, принадлежащие сельской общине, или расположенные на арендованных у общины села землях, до 1911 года никогда не назывались Караковским или Новоэкономическим рудником! В трудах братьев Носовых (1865 г.), профессора А.В. Гурова (1872 г.), в отчете Е.Б. Иваницкого (1864 г.), в донесении Г.П. Гельмерсена (1863 г.), в работах А.С. Брио (1874 г.), Ф.Н. Чернышева (1895 г.) эти шахты именуются как «крестьянские шахты с. Новоэкономическое», «шахты казенного села Новоэкономическое», «крестьянские шахты сельской общины Новоэкономического».
И даже в «Отчете начальника Горного управления Южной России за 1910 год» в перечне всех рудников и шахт нет ни одного слова о Новоэкономическом или Караковском руднике. А на 202 странице находим сведения о крестьянских шахтах с. Новоэкономическое с указанием фамилий владельцев этих шахт, объемов угледобычи и т.д.
И только за шахтами, принадлежащими Донецко-Грушевскому акционерному обществу каменноугольных и антрацитовых копей (управляющий Н.И. Спельт), после судьбоносного для нашего города договора от 22 сентября 1911 года закрепилось название Новоэкономический рудник (официально только с 1913 года). Возникший рабочий поселок вокруг шахт этого рудника стал впоследствие городом Новоэкономическое, коим он и был до 1972 года («… декілька разів змінювало назву…» - ?).
«Димитров – шахтарське містечко, розташоване в самому серці промислового Донбасу. Воно – ровесник вугледобутку в нашому краї. Саме тут зведені перші в Донбасі шахти «Центральна» та ім.. Димитрова».
Я специально перечитал все материалы, касающиеся Гришинского (Красноармейского) каменноугольного района, начиная с 1911 года. И во всех авторитетных изданиях я прочел, что наш район (в том числе и город Димитров) расположен или в «юго-западной части Донецкого бассейна», или «на юго-западной окраине бассейна», или «на юго-западном крыле Кальмиус-Торецкой котловины». Может быть, это не столь и важно. Но как довольно часто сочинители новых «легенд» в погоне за красивой, эффектной фразой делает ее безграмотной по содержанию. В «Обзоре геологических работ… от Минералогического общества и Горного ведомства» произведенных в 1867-1869 годах было указано, что «… разработка угольных пластов в западной части Донецкого бассейна была сосредоточена главным образом в Успенке, Николаевке, Лисичьей балке, в имениях Нестеровой и Рутченко, в с. Новоэкономическое и д. Завидово». Это почти за полвека до событий 1911 года.
В 1872 году на крестьянских шахтах села Новоэкономическое уже добывали 60000 пудов каменного угля («… ровесник вугледобутку в нашому краї» - ?). А как же крестьянские шахты Гродовки, Селидовки, Гришино?
Что касается первых шахт в Донбассе, то можно было бы начать с первых казенных копей 1796 года. Но я назову лишь те шахты, о которых знают многие. Шахта «Кочегарка», рудник общества Государево-Байракских копей (шахта им. Калинина), Щербиновский рудник (шахта им. Дзержинского), рудник № 5 (шахта им. Ленина), Горловский рудник (шахта им. Гаевого), Софиевский рудник (шахта им. К. Маркса). Все они были основаны еще во 2 половине XIX века.
(«… зведені перші в Донбасі…» - ?) Я уже не говорю за Шевченковский рудник (шахта № 19-20 им. Шевченко) и шахту № 3 (с 1946 года – шахта № 3-3 «бис»). Они то постарше будут «Центральной».
Выходит, что «историческая» справка, которая сопровождает «гарну й правдиву» легенду, мягко говоря, не соответствует реальным событиям не только в жизни нашего города, но и в истории Донбасса.
«Кажуть, жив собі у цьому краю козак Ваул…» В годы независимости стало чуть ли не модным при определении возраста города (села) связывать его возникновение обязательно с «запорожским зимовником». При этом никто не отягощает себя поисками исторических документов или проведением археологических раскопок. Но, практически всегда эта идея находит поддержку и «сверху». Не миновала эта «болезнь» и наш город.
Первая попытка сделать из казака Ваула димитровского Адама была предпринята еще в 2004 году (статья «Ведем историю от казака Ваула» от 6 марта 2004 года). Но Ваул образца 2004 года не копал уголь, не молол зерно, не ковал оружие. Он, как настоящий запорожский казак, вел… тяжбу с казаками Полтавского полка по спорным пограничным территориям. Кстати, до сих пор, не смотря на клятвы и обещания, не было предоставлено на суд общественности ни одного документа в подтверждение существования зимовника казака Ваула на территории современного города Димитрова.
За три года казак Ваул «успел» построить мельницу (двокольную - ?), стал добывать уголь (в штольне или уже в шахте - ?), освоил производство оружия (скорее всего, ракетные установки класса «земля-воздух» на твердом топливе). Извините, господа, но я рассуждаю в духе «легенды», к сожалению не только этой «легенды».
«… і був у нього млин, який сам молов борошно. А ще Ваул кував заговорену зброю, міг і підпалити каміння. І тільки ковалеві було те чорне каміння підвласне: йому дарувало тепло, а іншим – смерть».
Мое мнение по поводу «легенды» однозначно. Она не выдерживает никакой критики как исторический памятник, коим изначально должна быть настоящая легенда. Я не стану обращать внимание читателей на откровенные потуги автора «легенды» придать своей сказке статус героического эпоса, вдохнуть в ее содержание романтику казацкой вольницы. Уж слишком беден творческий потенциал новоиспеченного Нестора.
«… ці степи спустошували козацькі… орди». Это единственная фраза, за которую я благодарен автору «легенды». Я даже допускаю мысль, что совсем иной смысл вкладывался в эти слова. Но на фоне заявлений первых лиц государства о том, что «козацькі лицарі завжди були захисниками українського народа», это звучит круто!
Остался самый сложный вопрос. Существует целый ряд версий о происхождении названия Караково. Я знаю таких семь. Все они, кроме «греческой», лишены конкретной исторической базы. Главным их недостатком является сознательное переосмысливание или переозвучивание пришлого чужеземного названия на славянский лад. И здесь хватает и домыслов, и откровенной фальсификации. Уж слишком велик соблазн «подогнать» название под историю шахтерского края и связать его с главным богатством нашей земли.
В пользу «греческой» версии говорят следующие факты. Каракуба – это не только название двух греческих колоний на территории Кальмиусской паланки, но и название оврага, на склонах которого было основано село Новоэкономическое (… по обе стороны оврага «Грязнаго, имянуемого Каракубою» - 1799 г.).
Вполне возможно, что Караково - это переозвученное и адаптированное к местному диалекту греческое Каракуба. Но как бы заманчиво не звучала б первая часть слова (kara у тюркоязычных народов и qara у татар означает «черный»), греческое слово к донецкому углю никакого отношения не имеет.
Если взять за основу тюркоязычное происхождение названия, то возникает резонный вопрос: «Почему место, где казак Ваул стал добывать уголь, неблагородные потомки назвали басурманским именем?». Значит оно так называлось и раньше? Выходит, что ваш Ваул пришел на все готовое (в этом я сильно сомневаюсь). Или, когда он здесь обитал, эта местность так еще не называлась? В одном я абсолютно уверен. Казак Ваул никак не связан ни с открытием каменного угля в нашем крае, ни с возникновением названия Караково.
«Від тих часів, оповитих казкою, і загадкова назва місцевості – Кара Кова, тобто Чорна Нора».
Мне лично очень хотелось бы узнать: «kovf – нора, это на каком языке?». Уже зная значения этого слова на нескольких языках (ни на одном оно не означает «нора»), мог бы я восполнить «пробел» в своих знаниях?
Почитайте, пожалуйста, материалы, собранные краеведами Гродовки и Красного Яра, о Максиме Родове. Как удивительно точно воссоздана атмосфера того времени, в каких подробных деталях отображены быт, обычаи и нравы жителей казацкого населения. Это тоже легенда, но читая ее, вы начинаете верить в реальность существования казака Родова, основавшего село Гродовка. И у вас никогда не возникает при этом вопрос: «Зачем врать детям?».
Я допускаю, что большинство читателей лояльно или с безразличием относящиеся к происходящему в жизни нашего Богом и властями забытого города, не поймут и не разделят моего беспокойства по поводу «легенды» о казаке Вауле.
Да, сегодня это только легенда! Но кто даст гарантию, что завтра из «Історії рідного краю» не вымарают имена русских ученых, геологов, инженеров и предпринимателей, которые вели поиски и разведку залежей каменного угля, строили первые шахты и разрабатывали месторождения «черного золота» в нашем крае. И уже с именами полусказочных и полувиртуальных казаков Ваула и Крюка наши дети и внуки будут связывать открытие каменного угля в нашем районе.
Но если ваш ребенок принесет из школы «двойку» по «Истории» за то, что осмелился сказать: «Каменный уголь на территории нашего края нашел русский инженер Иван Бригонцов» (а не какой-нибудь там Запорожский казак», не ругайте его. Ведь он сказал правду. А правда она одна!

С. ЛУКОВЕНКО,
электрослесарь шахты им. Стаханова.

Категория: Статьи о городе | Просмотров: 8147 | Добавил: Chester | Рейтинг: 4.9/24 |
Всего комментариев: 181 2 »

Добавил:LukovenkoSergey
0

ffff
Дата публикации: 03.05.2012 в 16:12 Спам[Материал]

Добавил:ровель
0

на шахте "центральная" работал директор Дегтярев - жулик.
Дата публикации: 20.04.2011 в 01:12 Спам[Материал]

Добавил: Irisha
0

Отличная статья и огромное спасибо автору. Надеюсь, что он ещё порадует нас своими статьями об истории нашего города.
Дата публикации: 03.01.2010 в 10:37 Спам[Материал]

Добавил: natrich
0

Присоединяюсь ко всем хвалебным отзывам автору. Мне еще помнится как нам рассказывали из кого составлялся нынешний Донбасс еще при Екатерине, якобы из каторжников. И вот из этого все наши беды, ибо генофонд нас подкачал. Интересно как же было на самом деле. Кстати на счет "Кацапского бреда". Довелось мне как-то проходить практику в архиве щахты им. Стаханова. Много там чего почитала-посмотрела и пришла к выводу, что наши края состоят из людей каких угодно национальностей, приезжали они сюда с разных концов света, но кого здесь никогда не было - так это наших сограждан с того берега Днепра. Поэтому невозможно связывать историю нашего края с именами полусказочных и полувиртуальных казаков. Они бы просто не выжили здесь! Еще раз респект и уважуха автору.
Дата публикации: 03.12.2009 в 13:00 Спам[Материал]

Добавил:Татьяна
0

Мне все интересно знать о городе Димитров. Так уж случилось, что родилась я в нем, а историю не знаю, т.к. сразу же переехали жить в Россию в Ленинградску область. и только теперь с помощью интернет могу приоткрыть завесу об истории города и ее жителях. Поэтому с удовольствием прочту все что связано с городом. Спасибо.
Дата публикации: 27.06.2009 в 15:11 Спам[Материал]

Добавил:Эрик
0

Все это очень интересно но скажите пожалуйста есть ли у кого нибудь материал про церквей города Димитрова. Если есть отошлите пожалуйста
Дата публикации: 13.06.2009 в 13:24 Спам[Материал]

Добавил:FIELDMARSHALL
0

PRAVDA Odnako, kogda zhe konchatsja eti [censored] banderovtsi
Дата публикации: 26.01.2009 в 00:36 Спам[Материал]

Добавил: yrchen
0

не могу не присоедиинться. Хоть и давненько статья написана (относительно), но очень даже актуальна. Респект автору!
Дата публикации: 19.01.2009 в 12:43 Спам[Материал]

Добавил: 2457har
0

Огромное спасибо за интересный материал об истории города.
Дата публикации: 19.01.2009 в 09:03 Спам[Материал]

Добавил:Олег
0

Кацапский бред!
Дата публикации: 15.11.2008 в 12:31 Спам[Материал]
1-10 11-18
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Тысяча и один пасьянс

Мисс Димитров



Наш опрос
Какими сервисами гугля вы пользуетесь?
1. Поисковик
2. YouTube
3. GoogleMap
4. GMail
5. Другие
6. Ничем
Всего ответов: 141



Статистика
Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0




Сегодня на сайте
ВиолаТараканова



День Рождения у:
Sacrimoni(38), Bucco(38), Leotardo(32), Serg_1976(48), ВалентинаОстапова(40)



 

Copyright MyCorp © 2024