Помнится, в 1974 году советская власть с помощью бульдозеров и поливальных машин разогнала выставку недопонятых номенклатурными работниками художников-авангардистов. Нечто похожее, правда, без использования тяжелой техники, произошло 26 февраля в холле Донецкой областной государственной администрации. В донецком Белом доме была спешно демонтирована выставка молодого художника Романа Минина. Солидные чиновники в дорогих темных костюмах лично снимали со стен вывешенные всего несколько часов назад картины и относили их - от чужих глаз подальше - в гардероб облгосадминистрации. А все начиналось весьма гламурненько. Пресс-служба губернатора 27 февраля пригласила журналистов на торжественное открытие выставки «Ваш шахтер». Ее инициатором стало профильное управление областной государственной администрации – управление угольной промышленности. Вернисаж молодого художника, создавшего целую галерею портретов людей героической профессии, должен был стать мероприятием, направленным на популяризацию и повышение престижности шахтерского труда. Открывать выставку, организованную киевской картинной галереей «Арт-Фокстрот», должен был заместитель губернатора Александр Хохотва. А в качестве почетных гостей пригласили руководителей угледобывающих предприятий и работников того самого управления угольной промышленности ДОГА
В подготовленном для открытия выставки пресс-релизе «Арт-Фокстрот» объяснял, что картины Романа Минина являют собой «переосмысленный взгляд на людей, ежедневно спускающихся в забой ради благосостояния нашей страны». Сам художник, кстати, выросший в шахтерском городе Димитрово, неоднократно заявлял, что хочет изменить представление большинства украинцев, для которых образ шахтера из Донбасса ассоциируется с пассажирами спецпоездов, приезжавших в Киев в дни «оранжевой революции»: хмурые, матерящиеся мужики, пахнущие водкой. «Ведь в умело обработанном PR-технологами украинском сознании слова «Донбасс» и «шахтер» крепко увязываются со словом «выборы». Этот неприятный политический оттенок уже порядком надоел всем, а в первую очередь - самим горнякам», - говорится в пресс-релизе.
Вот такую благородную цель ставила перед собой выставка Романа Минина. Кстати, в октябре 2007 года она уже экспонировалась в Киеве, и, говорят, не без успеха.
А вот жителям Донецка познакомиться с творчеством молодого художника не удалось. Судя по всему, проведение выставки областная администрация санкционировала, ориентируясь исключительно на название. А потом, когда картины уже висели и ждали своего часа, кто-то из чиновников внимательно ознакомился с экспозицией и обратил внимание на то, что в большинстве своем шахтеры на картинах изображены чересчур реалистично, с неизменными бычками в зубах и бутылкой водки в руках. Так, на открывающей выставку картине группа шахтеров решает поистине гамлетовский вопрос: «В забой или в запой?».
Тема шахтерских «бутыльков» (шахтерский слэнг) красной нитью проходит и через другие картины Романа Минина. Картины подписаны нарочито в народном стиле, с многочисленными грамматическими ошибками, без знаков препинания: «Слесарь Витя бросил пить стоял бычок покусывал А Михалыч из проходки пил и не закусывал», «Вот Михалыч завсегда водкой душу греет, век прожил, а целоваться так и не умеет». В бытовом пьянстве был замечен художником даже герой шахтерского труда Алексей Стаханов. Знаменитый шахтер изображен на фоне портрета Сталина в привычном для него состоянии – за бутылкой коньяка. Ни для кого не секрет, что героя первых пятилеток избалованного вниманием советской власти, за глаза называли Алексеем Стакановым. Так что зарисовки из повседневной жизни, как рядовых, так и знатных шахтеров, не смотря на лубочный характер полотен, выглядят весьма реалистично. Трудно предположить, что для чиновников облгосадминистрации и Донецкого областного Совета (напомним, в Донецке они делят один Белый дом) тот факт, что шахтеры пьют, курят и выражаются отнюдь не языком Пушкина, стал большим откровением. Однако, судя по всему, тематика весьма политкорректно названной выставки – «Ваш шахтер» - для кого-то из власть имущих стала большим сюрпризом. Позже выяснилось, что этим «кем-то» стал председатель Донецкого областного совета Анатолий Близнюк. Увидев выставленные в его вотчине картины, он пришел в ужас от увиденного и распорядился немедленно убрать их.
По его мнению, таким картинам не место в государственном учреждении. «В секс-шопе хлеб не продается, и в универсаме не продают товары секс-шопа, поэтому всему свое место и время», - объяснил он свою позицию.
На вопрос «Острова», имел ли право председатель облсовета запрещать инициированную государственной администрацией выставку, Донецкий губернатор Владимир Логвиненко ответил, что это решение о свертывании экспозиции они с господином Близнюком принимали совместно. «То, что я увидел на этих проспектах, это, простите меня, и Кукрыниксы не приняли бы. Где-то она (выставка – «Остров») могла бы смотреться, поверьте. Это же свобода: есть место - выставили, кто пожелал - пришел, кому понравилось - хорошо, кому не понравилось - есть возможность высказать свое мнение. Но, простите в стенах администрации и областного совета, я считаю, что такой момент недопустим», - сказал председатель облгосадминистрации на пресс-конференции с четверг.
Не понравилась выставка и заместителю председателя Донецкого областного совета, давнему ценителю живописи Владимиру Ишкову. По его мнению, большинство картин можно было на выставке и не показывать. Правда, господина Ишкова заинтересовало полотно, на котором над шахтерами, работающими под землей, простирается перст Божий. А еще его заинтересовала лирическая зарисовка, на которой молодой горняк целует свою подругу. «Вот только сразу видно, что художник никогда в шахту не спускался, иначе бы знал, что в каске очень трудно целоваться по-настоящему», - сказал зампред.
Организаторы выставки категорически не согласны с оценками донецких чиновников. Как рассказала «Острову» арт-директор галереи «Арт-Фокстрот» Ирина Хаценко, только воспаленный мозг мог увидеть в этих работах какое-то унижение шахтерского труда. «Это больные люди, которые хотели увидеть все это».
Арт-директор рассказала, что однажды к ним в галерею пришел молодой человек и предложил для экспозиции свои картины. «Мы хотели отказать, так у нас представлена классическая графика, но он настоял, чтобы мы познакомились с его картинами. Увидев их, мы приняли решение, что они обязательно должны у нас выставляться», - сказала Ирина. Таким образом, в Киеве была организована выставка Романа Минина. По мнению галеристов, она имела успех. Одним из ее посетителей был народный депутат Украины и председатель НПГУ Михаил Волынец. Он познакомился с художником и предложил ему обязательно показать свои картины в Донецке.
Госпожа Хаценко считает, что именно Волынец договорился о месте экспозиции – холле облгосадминистрации. Она рассказала, что первоначально открытие выставки намечалась на 17 ноября 2007 года, но на следующий день произошла страшная авария на шахте имени Засядько. Поэтому к вопросу о картинах молодого художника вернулись не скоро.
«В конце концов, все сложилось: 26 февраля с утра мы развесили все картины, и пошли обедать. Потом нам сообщили, что выставку сняли, - рассказала Ирина Хаценко. – Потом нам начали звонить и спрашивать что произошло. А мы и не знали, что отвечать».
Арт-директор уверена, что отказ от проведения выставки был большой ошибкой: «Если бы открытие состоялось, зрители бы послушали Романа Минина, Михаила Волынца, который собирался выступить на выставке, то никаких проблем бы не возникло».
По мнению искусствоведа, работы молодого художника великолепные. В них показана шахтерская жизнь такой, какая она есть на самом деле. Романа Минина с его картинами приглашают в Польшу, Англию, Америку.
«В Киеве Рому поняли, а в Донецке, на родине нет», - сокрушается И.Хаценко. Хотя, уверена она, еще не все потеряно. По ее словам, мэр Димитрова, откуда родом художник, уже пригласил Минина с выставкой к себе. В настоящее время работы Романа Минина выставлены в помещения Донгробанка. Госпожа Хаценко уверена, что Минин станет великим художником и прославит Украину.
Возможно, именно так и случится. А пока….
Солидные мужчины в дорогих пиджаках, не испытывая никакого пиетета по отношению к будущей знаменитости, оперативно сняли со стен Белого дома непонравившиеся начальству картины и сложили их гардеробе. «Надолго?», - поинтересовалась оторопевшая от привалившего ей культурного наследия гардеробщица. «До особого распоряжения», - ответил ей один из чиновников.
Вы можете разместить ссылку на страницу в социальных сеятх:
|