Каждый день прибавлял к долгу дончанина Д. 150 гривен. В тот момент молодой человек оставался должен банку 500 процентов, не считая уже выплаченных 190 процентов от суммы, которую реально одолжил.
Мобильник оказался золотым
Наш читатель Д. не спорит, что лопухнулся, не изучив кредитный договор, а затем беспечно просрочив выплаты почти на год. Но не согласен расплачиваться за свою ошибку всю жизнь.
- 6 октября 2006 года я купил мобильный телефон «Самсунг D900» за 2899 гривен в магазине «Мобилочка», - вспоминает Д. - А кредит был оформлен на 3188,9, то есть уже на стоимость телефона плюс 289,9, которые банк взял за оформление. Оно состоялось тут же, в кредитном отделе магазина.
Как вытекает из договора между Д. и банком, за пользование кредитом заемщик обязался выплатить банку 10% годовых. Итого, стало быть, 3507,79 грн.? Никак нет.
- Мне сказали, что я должен платить 377 гривен каждый месяц в течение года. Я прикинул, получилось 4524 гривни за год, - говорит Д.
За обслуживание, как указано в пункте 2.5., клиент платит кредитору еще 2,99% (в банке это называют - за ведение кредитного дела) - ежемесячно. А это, если считать от суммы 3188,9, совсем не мало - 95,34 гривни в месяц!
Итак, предоставив в долг фактически 2899 гривен, банк начал начислять проценты на все свои «кассовые сборы». И в действительности получилось, что за год пользования банковскими деньгами Д. оказался должен не 10%, а 50% годовых - это если считать от суммы, которую банк перечислил «Мобилочке», т.е. одолжил потребителю, а не переложил из кармана в карман. В общем, очень похоже на взимание скрытых процентов, о чем «Донбасс» уже писал в номере от 7 марта. Судя по тем жалобам, с которыми потребители обращаются в редакцию, вместо обещанных улыбчивыми банковскими служащими 5-10% они выплачивают 40-50% за пользование кредитами, хотя год назад Нацбанк Украины издал единые правила, обязывающие финансистов не хитрить, а детально раскрывать реальную стоимость кредита.
Эта «музыка» будет вечной?
Продуманным типовым договором можно загнать штрафника в такой капкан, который позволит доить его до бесконечности! В пункте 2.2. кредитного соглашения, которое подписал Д., говорится, что моментом погашения кредита считается день зачисления на счета кредитора в полном объеме всех абсолютно плат, включая штрафные санкции. Вот здесь и кроется самое печальное, ибо день окончательного расчета может и не наступить...
- Вышло так, что в течение двух недель после заключения договора я потерял работу в «Мобилочке», где был менеджером по развитию, - вспоминает Д. - Месяца через три поступил звонок из банка. Я объяснил, что временно неплатежеспособен, и попросил об отсрочке. В сентябре 2007 года - звонок из отдела службы безопасности «Дельты». Иван Владимирович назвал около семи тысяч долга. В том же месяце я устроился на работу и заплатил 200 гривен, в октябре - 1935, в декабре - 170 и 300, в январе 2008 года - 3190 гривен. Перед последним платежом Иван Владимирович сказал: «Внеси 3190, остальное простим». Погасив эту сумму и в общей сложности выплатив банку 5595 грн., я посчитал, что с кредитной историей покончено. Но рано радовался. Попросил у Ивана Владимировича справку - что претензий ко мне нет. А он ответил: «Мы договорились. Тебя не трогаем, а справку дать не можем, так как на самом деле ты нам остался должен. Но о долге можешь забыть».
А уже в марте - новый звонок: «Сергей Николаевич, компания по возврату долгов. Нам передали ваше дело».
- Этот человек сказал мне, что я должен не те четыре тысячи, которые мне якобы «простили», а уже 14 тысяч! - продолжает Д. - «Счетчик никто не останавливал», - объявил Сергей Николаевич. Я чуть не упал в обморок. Ивану позвонил - тот посоветовал отморозиться. Начались предупреждения, что по месту моего жительства выезжает группа, потом звонок на домашний номер - Сергей Николаевич сам его как-то выяснил и всех домашних вогнал в стресс.
На «счетчике»
Коварная пеня, упомянутая в пункте 3.6. договора, только в этот момент возникла перед Д. во всей «красе»: 1% за каждый просроченный день от суммы, включающей абсолютно все платежи. Задолженность росла в прогрессии, делающей ее для средней семьи неподъемной.
- И только Сергей Николаевич объяснил мне, что пеня насчитывается на пеню! И каждый день теперь добавлял к моему долгу 150 гривен, - говорит Д. - «Если дело попадет в суд, тебе ничего не грозит, ты же погасил основную часть кредита», - сказал на это Иван Владимирович, но я уже не верил, тем более что после этого разговора он перестал отвечать на звонки.
Зато Сергей Николаевич доставал разными способами, в том числе посылая sms-ки, которые Д. хранит. Vash chas istek - одна из них.
После того как этой историей заинтересовался «Донбасс», вышибала Сергей Николаевич затаился. А банк предложил нашему читателю компромисс: выплатить еще 4603,05 гривни (по состоянию на 20 мая). Ответить, из чего складывается упомянутая сумма и каков ее расчет, департамент клиентской поддержки банка отказался. Также до сих пор неизвестно, продолжается ли насчитывание пени, пока Д. лихорадочно собирает «компромиссную» сумму.
Неудивительно, что вся семья штрафника потеряла сон.
Нацбанк - потребителям: читайте договоры!
Нацбанк завален аналогичными претензиями физлиц, отказывающихся выплачивать фантастические пени различных банков, но помочь не может. В ответ на наш запрос, касающийся конкретной ситуации, донецкое управление сообщает:
«К таким недоразумениям приводит нежелание клиента изучить условия договора при его подписании. В результате управление вынуждено сообщить клиенту банка, что, подписывая договор, он согласился со всеми условиями. Относительно жалоб на «непомерно высокие штрафные санкции», действительно: отдельными банками предлагается услуга по кредитованию покупки мобильных телефонов по упрощенной схеме - без справки о доходах заемщика, без залога и т.д. Для банка, конечно, это повышенный риск. Отсюда вытекают и более жесткие условия договора: повышенные процентные ставки, комиссии, штрафы за просрочку. Действующим законодательством Украины ограничение размеров пени за несвоевременное выполнение денежных обязательств не предусмотрено».
Кто такой коллектор и как с ним бороться
За взысканием безнадежных долгов банки нынче обращаются к специалистам по «вышибанию» - коллекторным фирмам. Их сотрудники не постесняются напомнить вам о долге посреди ночи и могут довести до инфаркта вашу маму. Потому что беспрерывная психическая атака, превращающая жизнь должника в пытку, - это то, за что они получают свои, как правило - 10-20% от долга.
Считается, что настоящие коллекторы не станут угрожать, но проверить это можно только на собственной шкуре. А заканчивается всё судебными исками и описью имущества. В суде следует доказывать, что сумма штрафа неадекватна, а в кредитный договор «прокрались» скрытые проценты - на этом основании можно значительно снизить сумму. Есть сомнения в правах коллекторов, а право банка в отношении переуступки долга третьим лицам должно оговариваться в договоре.
Появились уже и «антиколлекторы» - фирмы, предлагающие «услугу наоборот». «Мы не позволим кредиторам безнаказанно лишать вас денежных средств», - рекламируют они себя в Интернете. Но 10% злостных неплательщиков рассчитывают не на них, а на авось.
В банке обещают уступки
- Всем заемщикам мы идем на уступки, - говорит Наталья Брилова, главный специалист отдела по работе с обращениями КБ «Дельта». - Но очень важно своевременно проинформировать банк о форс-мажоре. Или на телефон горячей линии, или на точку продажи, или в офис представительства банка. А лучше всего написать письмо. У нас есть комитет по рассмотрению обращений клиентов. Этот заемщик не обращался и нарушил условия, не поставив нас в известность. В подтверждение своих временных трудностей следовало предоставить документы. Если безработный, необходим документ о том, что стал на «биржу труда».
Насторожило заявление Натальи о том, что потеря работы, по ее мнению, никакой не форс-мажор. А устные обращения Д. к представителям банка «к делу не пришьешь»: если ты клиент, предоставь справку о том, что докладывал о своих проблемах. На главный вопрос - как «остановить счетчик» - г-жа Брилова сообщила, что комментировать это не может.
От сердца немного отлегло после реплики начальника Донецкого отделения «Дельта-банка» Татьяны Мостовой: «Я еще не видела банка, который бы добивал клиента до последнего».
Татьяна ЗАРОВНАЯ - по материалам www.donbass.ua
Вы можете разместить ссылку на страницу в социальных сеятх: